II муниципальный методический конкурс
Наши педагоги приняли участие во II муниципальном методическом Форуме "К достижению новых образовательных результатов через реализацию содержания Стандарта второго поколения и освоения современных образовательных технологий".
14 ноября в рамках работы МДОУ, как Республиканской пилотной площадки по введению и реализации ФГОС в ДОУ прошли мероприятия, вошедшие в программу КПК музыкальных руководителей. Присутствовало 28 человек.
29.01.2015 была проведена деловая игра "Педагогический ринг" с целью выявления уровня профессиональной подготовленности педагогов в ДОУ к введению ФГОС.
17.02.2015 в рамках работы творческой группы учителей-логопедов в ДОУ состоялся открытый просмотр непосредственно образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка в форме сюжетно-ролевой игры "Мы - строители". Провела учитель-логопед Елена Леонидовна Зубова.
27 марта 2015 года в МДОУ "Д/с № 94" прошло заседание базового учреждения по коррекционному направлению (по работе с детьми с ТНР), на тему: "Коррекция речевых нарушений в студии сенсорного развития". На заседании присутствовали 18 воспитателей групп компенсирующей направленности города. Воспитатель МДОУ "Д/с № 94" Татьяна Вячеславовна Тюрина показала занятие в студии сенсорного развития на тему: "Путешествие в страну Квадратию" и мастер-класс "Использование нетрадиционного оборудования в сенсорном развитии детей".
19 мая 2015 года Светлана Григорьевна Савина - инструктор по физкультуре провела базовое на тему: "Семейный клуб - "Здоровая семья".
19 ноября на базе МДОУ «Д/с № 94» состоялись республиканские курсы повышения квалификации педагогов ДОО.
Программа курсов включала в себя открытые просмотры совместной деятельности педагога с детьми по сенсорному и познавательно-исследовательскому развитию, речевой досуг, презентацию педагогического проекта «Родители – детям», презентацию опыта работы «Синквейн как один из инновационных приемов в совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи», деловую игру «Уроки рекламы».
Анализ практики организации совместной деятельности педагога с детьми прошёл под руководством Остаповой Зои Васильевны, заведующего лабораторией национальных проблем дошкольного образования Коми республиканского института развития образования.
Основываясь на результатах анализа мероприятия и отзывах слушателей курсов, можно сделать вывод о том, что оно прошло на достаточно высоком профессиональном уровне.
Коллектив МДОУ "Д/с № 94" благодарит слушателей курсов за доброжелательность, активную позицию и заинтересованность в обеспечении нового качества образования в условиях концептуальных изменений в системе образования РФ.
В пятницу, 4 декабря 2015 г. на базе нашего Учреждения, в рамках деятельности республиканской пилотной площадки по введению и реализации ФГОС ДО в РК, состоялся республиканский семинар «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС ДО». На семинаре присутствовало 45 педагогов, в том числе слушатели Республиканских курсов, тьюторы из г. Сыктывкар (МДОУ № 61, 98). В программу семинара вошли мероприятия с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 6-7 лет по всем образовательным областям, был представлен опыт работы педагогов МДОУ «Д/с № 94» по следующим направлениям – сотрудничество с семьями воспитанников и использование метода синквейна в совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи. Тьюторы из г.Сыктывкар представили опыт работы по организации консультативного пункта «Центр семейного образования» и психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ». Мероприятие прошло на хорошем профессиональном уровне, трансляция деятельности педагогов с детьми и презентации инновационных приёмов получили положительные отзывы слушателей.
15 апреля в нашем ДОУ прошло базовое заседание "Развивающая методика работы детей в паре в контексте ФГОС ДО". Организованную образовательную деятельность показали воспитатель Стучаева Ю.А. и учитель-логопед Кочура Е.В. с детьми старшей группы.
Отчет по деятельности
МДОУ «Д/с № 94» - Республиканской пилотной площадки по введению и реализации ФГОС ДО
В феврале 2014 года нашим учреждением была подана заявка на вступление в «пилотный» опережающий режим деятельности по введению ФГОС ДО. Кандидатура учреждения была одобрена, и Приказом № 110 от 14.04.2014. Министерства образования РК нашему учреждению был присвоен статус пилотной площадки по введению и реализации ФГОС ДО.
Организационное и методическое сопровождение деятельности пилотной площадки обеспечивает Экспертная комиссия, в состав которой входят представители Министерства образования Республики Коми и ГОУ ДПО «КРИРО». Экспертная комиссия:
· определяет направления и содержание деятельности пилотных площадок;
· формирует техническое задание администрации дошкольной образовательной организации;
· готовит отчет Министерству образования Республики Коми о результатах деятельности пилотных площадок и предложения по распространению инновационного опыта пилотных ДОО в дошкольных образовательных организациях Республики Коми.
Приказом учреждения был утвержден состав Рабочей группы по внедрению ФГОС ДО в МДОУ «Д/с № 94».
В мае 2014 года члены рабочей группы посетили семинар для Республиканских пилотных площадок, организованный Коми Республиканским институтом развития образования, где были обозначены цели и задачи работы учреждения в данном статусе.
Рабочей группой ДОУ был составлен план работы, согласованный с ГОУ ДПО КРИРО, согласно которому вся деятельность ДОУ в статусе пилотной площадки условно была разделена на три этапа.
1 этап подготовительный (май – сентябрь 2014г.)
Цель- изучение готовности перехода ДОУ на ФГОС ДО.
2 этап (октябрь 2014г. – сентябрь 2015г.)
Цель – создание психолого-педагогических, кадровых, материально-технических, информационно-методических и финансовых условий в ДОУ для введения и реализации ФГОС ДО.
Цель – изучение и анализ результатов введения и реализации ФГОС ДО.
I На 1-м этапе нам необходимо было проанализировать условия для введения ФГОС ДО в МДОУ «Д/с № 94»:
· Был проведен анализ кадровых условий, который показал, что уровень квалификации педагогических кадров ДОУ позволяет осуществить дальнейшее совершенствование образовательного процесса на основе установления современных ценностей профессиональной деятельности воспитателей и специалистов с учетом новых подходов ФГОС ДО. Штат ДОУ укомплектован педагогическими работниками на 100%. Высшее образование имеют 12 педагогов (57% от общей численности педагогического состава); среднее специальное – 9 педагогов (43%). 18педагогов имеют квалификационные категории, что составляет 84%.
Развивающая предметно-пространственная среда групп должна быть дополнена в первую очередь ТСО: ноутбуками, мультимедийными установками, необходимо обновить различные составляющие среды: игры, игрушки, оборудование, детская мебель и т.д. (всего 2019000 руб.).
II Были проведены все мероприятия, направленные на организацию деятельности ДОУ по введению и реализации ФГОС ДО:
III Мероприятия, направленные на информированность введения и реализации ФГОС ДО среди педагогической и родительской общественности, были проведены в полном объёме:
· Своевременно и систематически обновляется информация на сайте в разделе «Пилотная площадка».
· Была проведена педагогическая конференция с участием социальных партнеров и родителей «ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО В УСЛОВИЯХ ДОУ КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ».
· В повестки родительских собраний, как общего, так и групповых, был включен вопрос о введении и реализации ФГОС ДО. Среди родителей (законных представителей) воспитанников было проведено анкетирование «ФГОС глазами родителей» - 85% респондентов удовлетворены информированностью со стороны ДОУ о введении и реализации ФГОС ДО, 86% согласны с основными принципами, которые легли в основу создания ФГОС ДО.
IV В период с октября 2014 года по май 2015 года – 2-ой этап деятельности пилотной площадки - были проведены мероприятия, направленные на подготовку педагогических кадров:
· В течение 2014-2015 учебного года 14 педагогов прошли курсы повышения квалификации, 7 из которых прошли курсы дистанционно, 10 педагогов прошли КПК за свой счет. Члены рабочей группы обучались на семинарах, организованных КРИРО, по проблемам «Современная образовательная среда в детском саду: развивающий аспект» и «Особенности разработки ООП в условиях введения ФГОС ДО»;
· Состоялась презентация вариантов моделей индивидуальных образовательных маршрутов, из которых педагогами была выбрана модель, которая будет использоваться в нашем учреждении с 2015-2016 уч.г.;
· Разработан и проведен семинар-практикум «Использование ИКТ, как средство создания творческой среды в ДОУ» для педагогов учреждения, а также для педагогов компенсирующих групп города на заседании базового учреждения по коррекционному направлению по работе с детьми с ТНР;
· Проведен Педагогический совет «Индивидуализация образовательного процесса»;
· Проведена деловая игра с педагогами ДОУ «Педагогический ринг», цель игры: Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС ДО.
· Консультация для воспитателей учреждения «Требования к оформлению и содержанию речевых центров в группе», также на данную тему специалистами ДОУ были оформлены методические рекомендации. (Материалы отправлены для публикации);
V Мероприятия, направленные на создание развивающей среды:
· Реализован педагогический проект «Мини-музей в группе. Музейная педагогика.», презентация проекта прошла для всех участников образовательного процесса. (Материалы отправлены для публикации);
· Проведен Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО»;
· С целью модернизации РППС были приобретены (за счет внебюджетных средств): видеокамера, демонстрационный материал, развивающие игры, часть оборудования для сенсорной комнаты. К сожалению, план создания РППС в соответствии с ФГОС ДО не был реализован в полном объёме ввиду отсутствия финансирования;
VI Мероприятия, направленные на применение вариативности и разнообразия организационных форм и методов в работе с детьми:
· Проведен семинар-практикум для педагогов ДОУ, а также для педагогов города в рамках заседания базового учреждения по коррекционному направлению по работе с детьми с ТНР на тему «Инновационные формы взаимодействия педагога с детьми»;
· Цикл открытых показов педагогической деятельности для педагогов учреждения;
· Оформлены методические рекомендации «Инновационные формы взаимодействия педагога с детьми» (Материалы отправлены для публикации);
· Был организован Фестиваль педагогического мастерства, в рамках которого педагоги ДОУ делились опытом со своими коллегами. (Материалы отправлены для публикации);
VII Мероприятия, направленные на обобщение и трансляцию опыта работы:
· В ноябре 2014 года на базе нашего ДОУ прошли Республиканские курсы для музыкальных руководителей, на которых был представлен опыт наших педагогов;
· За отчетный период педагоги ДОУ опубликовали в различных изданиях ряд статей «Здоровьесберегающие технологии в работе с семьей в современном ДОУ», «Логопедические технологии в ДОУ компенсирующего вида», «Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОНР» и др., педагогический опыт учителей-логопедов ДОУ был опубликован на сайте ГОУДПО «КРИРО» в методических рекомендациях «Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями речи»;
· Были разработаны методические рекомендации «Интегрированные занятия по логопедической и спортивной ритмике», «Спортивная ритмика для детей с нарушениями речи»; по коррекционному направлению «Инновационные формы организации совместной деятельности детей и взрослых», «Формирование коммуникативной компетенции детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи», «Фонетическая ритмика, как средство коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия и слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи»; по работе с родителями «Организация работы семейного клуба «Здоровая семья-залог успеха»;
· В целях трансляции опыта педагоги ДОУ приняли участие в I открытом Республиканском фестивале педагогических идей и новинок в области дошкольного образования «Дошкольное образование XXI века: педагогические инициатива, диалог, сотрудничество»;
· Приняли участие в Республиканском форуме «Образование. Государство. Общество.»;
· В течение двух последних лет предоставляли материалы на Республиканский конкурс «Моя презентация» и дважды занимали 1-е место;
· Приняли участие в Республиканском конкурсе инновационных проектов с использованием информационных технологий в дошкольном образовании.
VIII Мероприятия, направленные на информированность введения и реализации ФГОС ДО среди педагогической и родительской общественности:
· Организация «Горячей линии» (консультации специалистов ДОУ, администрации ДОУ);
· Был проведен «День открытых дверей»;
· Организация работы семейного клуба «Здоровая семья-залог успеха»;
· Организация работы логопедической гостиной «Ученый кот»;
· Реализация педагогического проекта «Родители детям». (Материалы отправлены для публикации).
Все материалы по итогам года были отправлены на Республиканский конкурс «Лучший детский сад года – 2015» и наш детский сад занял первое место в номинации «Детский сад – лучшая инновационная площадка («Поиск и открытия)».
IX В период с октября 2015 года по ноябрь 2015 года – 3-й этап деятельности пилотной площадки - были проведены мероприятия, направленные на изучение и анализ результата:
· Проведено тестирование педагогов ДОУ с целью выявления количества педагогов, обладающих основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными ФГОС ДО. Такие педагоги составили 84% от общего количества педагогического состава.
· Проведен мониторинг «Создание условий для поддержки детской инициативы», который выявил ряд недочетов при организации совместной деятельности педагогов с детьми, были намечены пути решения данной проблемы.
· Проанализирован уровень профессиональной компетентности педагогов ДОУ – 100% прошли обучение по реализации ФГОС ДО; 100% педагогов за отчетный период приняли участие в мероприятиях разного уровня.
· Проанализирован уровень материально-технического оснащения. Частично прошло обновление РППС (на 30% от запланированного), хотя финансирование по данной статье расходов практически отсутствует, были привлечены внебюджетные средства.
· С сентября текущего реализуется Программа по обучению тьютеров в ГОУ ДПО «КРИРО», по данной программе уже были обучены два наших педагога.
· В ноябре мы приняли участие в Республиканском проекте по проведению курсов повышения квалификации, представили слушателям курсов свой опыт работы.
· В декабре на базе нашего МДОУ в рамках деятельности Республиканской пилотной площадки по введению и реализации ФГОС ДО прошел Республиканский семинар «Подготовка педагога ДОО к практической реализации ФГОС ДО». На семинаре присутствовало 45 педагогов, в их числе слушатели Республиканских курсов, которые проходили в г.Ухта, тьютеры из г. Сыктывкар (МДОУ № 61, 98). В программу семинара вошли мероприятия с детьми 3-4 лет, 4-5 лет, 6-7 лет по всем образовательным областям, был представлен опыт работы педагогов МДОУ «Д/с № 94» по следующим направлениям – сотрудничество с семьями воспитанников и использование метода синквейна в совместной деятельности педагога с детьми по развитию речи. Педагогами-тьюторами из г.Сыктывкара был представлен опыт работы по организации консультативного пункта «Центр семейного образования» и психолого-педагогического сопровождения детей дошкольного возраста с ОВЗ».
В заключении хотелось бы сказать, что опыт, приобретенный в режиме работы пилотной площадки, оказался для нас ценен:
Во-первых, весь коллектив на протяжении этого периода трудился в инновационном режиме, что, несомненно, позволило педагогическому коллективу раскрыть свой творческий потенциал, а именно, разрабатывать, искать, находить, проводить, писать, а потом все это транслировать на различных уровнях, участвовать в различных мероприятиях и конкурсах. И все это в свою очередь позволило 15 педагогам успешно пройти аттестацию на получение первой и высшей категории.
Во-вторых, частично прошло обновление РППС, хотя финансирование по данной статье расходов практически отсутствует, были привлечены внебюджетные средства.
В-третьих, за данный период значительно поднялся рейтинг учреждения среди коллег, родителей и другой общественности.
Мы надеемся, что приобретенный опыт будет ценен не только для учреждения, но и для всей педагогической общественности города:
1) В перспективе продолжать распространять опыт, делиться знаниями на заседаниях базового учреждения по коррекционному направлению по работе с детьми с ТНР.
2) Участвовать в Республиканских проектах по проведению курсов повышения квалификации для педагогов. В этом учебном году мы уже дважды поучаствовали в таких проектах.
3) Принять активное участие в работе ресурсного центра, организованного на базе МОУ «НШДС № 1» г. Ухта по проблеме преемственности между дошкольным образованием и начальным общим образованием по вопросам введения и реализации ФГОС.
Отчет о работе Республиканской пилотной площадки по введению и реализации ФГОС ДО – МДОУ «Д/с № 94» г. Ухта за II этап
1. В период с октября 2014 года по май 2015 года были проведены мероприятия, направленные на подготовку педагогических кадров:
· Презентация вариантов моделей индивидуальных образовательных маршрутов, из которых педагогами была выбрана модель, которая будет использоваться в нашем учреждении с 2015-2016 уч.г. (модель прилагается);
· Разработан и проведен семинар-практикум «Использование ИКТ, как средство создания творческой среды в ДОУ» для педагогов учреждения, а также для педагогов компенсирующих групп города на заседании базового учреждения по коррекционному направлению по работе с детьми с ТНР;
· Проведен Педагогический совет «Индивидуализация образовательного процесса»;
· Проведена деловая игра с педагогами ДОУ «Педагогический ринг», цели игры:
1)Активизация мыслительной деятельности педагогов в знании основных положений, понятий и принципов ФГОС ДО;
2)Выявление уровня профессиональной подготовленности педагогов к введению ФГОС ДО;
3)Развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения. (Материалы прилагаются);
· Консультация для воспитателей учреждения «Требования к оформлению и содержанию речевых центров в группе», также на данную тему специалистами ДОУ были оформлены методические рекомендации;
2. Мероприятия, направленные на создание развивающей среды:
· Реализован педагогический проект «Мини-музей в группе. Музейная педагогика.», презентация проекта прошла для всех участников образовательного процесса;
· Проведен Педагогический совет «Моделирование развивающей предметно-пространственной среды в условиях введения ФГОС ДО»;
· С целью модернизации РППС были приобретены (за счет внебюджетных средств): видеокамера, демонстрационный материал, развивающие игры, часть оборудования для сенсорной комнаты. К сожалению, план создания РППС в соответствии с ФГОС ДО не был реализован в полном объёме ввиду отсутствия финансирования;
3. Мероприятия, направленные на применение вариативности и разнообразия организационных форм и методов в работе с детьми:
· Проведен семинар-практикум для педагогов ДОУ, а также для педагогов города в рамках заседания базового учреждения по коррекционному направлению по работе с детьми с ТНР на тему «Инновационные формы взаимодействия педагога с детьми»;
· Цикл открытых показов педагогической деятельности для педагогов учреждения;
· Оформлены методические рекомендации «Инновационные формы взаимодействия педагога с детьми» (Материалы прилагаются);
· Был организован Фестиваль педагогического мастерства, в рамках которого педагоги ДОУ делились опытом со своими коллегами. (Материалы прилагаются);
4. Мероприятия, направленные на обобщение и трансляцию опыта работы:
· За отчетный период педагоги ДОУ опубликовали в различных изданиях ряд статей «Здоровьесберегающие технологии в работе с семьей в современном ДОУ», «Логопедические технологии в ДОУ компенсирующего вида», «Развивающая предметно-пространственная среда для детей с ОНР» и др., педагогический опыт учителей-логопедов ДОУ был опубликован на сайте ГОУДПО «КРИРО» в методических рекомендациях «Организация и содержание психолого-педагогической работы с детьми с нарушениями речи»;
· Были разработаны методические рекомендации «Интегрированные занятия по логопедической и спортивной ритмике», «Спортивная ритмика для детей с нарушениями речи»; по коррекционному направлению «Инновационные формы организации совместной деятельности детей и взрослых», «Формирование коммуникативной компетенции детей 6-7 лет, имеющих общее недоразвитие речи», «Фонетическая ритмика, как средство коррекции звукопроизношения, фонематического восприятия и слоговой структуры слова у детей с тяжелыми нарушениями речи»; по работе с родителями «Организация работы семейного клуба «Здоровая семья-залог успеха»
5. Мероприятия, направленные на информированность введения и реализации ФГОС ДО среди педагогической и родительской общественности:
· Организация «Горячей линии» (консультации специалистов ДОУ, администрации ДОУ);
· Был проведен «День открытых дверей»;
· Организация работы семейного клуба «Здоровая семья-залог успеха»;
· Организация работы логопедической гостиной «Ученый кот»;
· Реализация педагогического проекта «Родители детям».