Иг
Игра «Большой – маленький».
Цель: научить детей образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Наглядный материал: предметные картинки.
Ход игры: на доску вывешивались круги – большой и маленький, а детям раздались картинки с изображением предметов. Каждый ребенок по очереди выходил к доске, называл сначала большой предмет под большим кругом, а затем маленький под маленьким.
С помощью этой игры вы научите ребёнка образовывать имена по аналогии. Вы бросаете ребёнку мяч и произносите имя. Ребёнок ловит мяч, произносит уменьшительно – ласкательное имя и возвращает вам мяч. Валя – Валечка, Люда – Людочка, Витя — Витенька и т.д.
Игру можно провести с мячом. Взрослый называет большой предмет, а ребёнок – маленький.
Например, стол – столик, диван – диванчик, полка — полочка (дом, шкаф, рамка, нож, стакан, юбка, мяч, карман, шапка)
Игра «Назови ласково»
Цель: упражнять детей в образовании существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами –чик-, -ечк-,- очк-, -еньк-, -оньк-.
Ход игры: Взрослый называет предмет маминой одежды или обуви, а ребенок - Таниной, причём называет его ласково, например,
- У мамы платье, а у Тани … платьице.
- У мамы туфли, а у Тани … туфельки.
- У мамы брюки, а у Тани … брючки.
- У мамы куртка, а у Тани … курточка.
Игра «Мой, моя, моё»
Цель: упражнять в согласовании существительных с притяжательными местоимениями мой, моя, мои, моё.
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе предметы одежды и обуви. Предлагает ребёнку внимательно посмотреть на них и сказать, к какому предмету подходит слово «мой», «моя», «мои», «моё».
Мой (что?) – свитер, сарафан, шарф, костюм…
Моя (что?) – куртка, кофта, шуба, юбка …
Мои (что?) – сапоги, туфли, шорты, брюки…
Моё (что?) – платье, пальто…
Учите различать местоимения мой, моя, моё, мои.
Предложите ребенку назвать предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш, мой мяч, мой мишка, мой дом, мой котенок и т.д.); «это моя» (моя кукла, моя группа, моя сумка, моя машина и т.д.); «это моё» моё платье, моё дерево, моё пальто, моё зеркало и т.д.); «это мои» мои штаны, мои шорты, мои очки, мои часы и т.д.).
Подберите картинки и предложите ребенку разложить их на несколько «стопочек»: мой, моя, моё, мои. Пусть при раскладывании ребенок проговаривает, например: моя кукла, моё платье и т.п.
Игра «Мой, моя, моё, мои»
Вы называете ребенку:
Чей? Чья? Чьё? Чьи?
Самолет неваляшка ружьё весы
Вертолет матрешка лото пазлы
Грузовик скакалка домино
Волчок машина
Пистолет рыбка